Ричард Пайпс: «Россия не должна заниматься внешней политикой»

Ричард Пайпс – знаменитый американский советолог, пожалуй, главный специалист по России в США на протяжении даже не лет, а десятилетий. Он работал не только в ведущих университетах, но и в исследовательских центрах, при президенте Рейгане был членом Совета по национальной безопасности.

Сегодня книги Пайпса о России изданы на русском – их можно купить в любом книжном магазине. В свои 89 лет Ричард Пайпс вновь прилетел в страну, которую изучает всю свою жизнь: мнение о России он изложил на встрече в Московской школе политических исследований. Его речь – по сути, образец того, как воспринимают Россию в США сегодня:

-- В России есть три группы, которые определяют политику и историю России. Первая – это правительство, далее – интеллигенция, и потом – народ. У них разные ценности, разная идеология. Но я хочу сосредоточиться на народе, потому что, в конечном счете, судьба России зависит от масс, а не от интеллигенции. И мы это точно знаем на примере российской революции. В 1917 году интеллигенция  пришла к власти, но в итоге к власти пришел народ, и был создан режим, который был совершенно неприемлем для интеллигенции.

Когда в 1991 году исчез Советский Союз, были большие ожидания, что Россия как государство избавится от коммунистического режима, который являлся империей, и пойдет в западном направлении. Что будет демократизирована политическая система, граждане получат гражданские права и присоединятся к международному сообществу...  Таковы были обещания, которые давал Борис Ельцин, когда он пришел к власти в посткоммунистической России. Но потом Ельцина заменил бывший полковник КГБ Владимир Путин, и эти ожидания как-то исчезли. Российская политика при Путине и его коллеге Медведеве сводилась к тому, чтобы как-то ограничивать гражданские права и проводить международную политику, которая балансирует между сотрудничеством и, наоборот, отстранением.

Почему же снова, как когда-то в 1917 году Россия не может перейти к режиму, который гарантирует своим гражданам политические и гражданские права, которые вроде бы должны быть универсальными? Заключается ли дело в амбициях Путина и силовиков, которые пришли к власти в Кремле? Увы! Есть свидетельства того, что антидемократические действия Путина и его администрации поддерживаются достаточным большинством!

Многие россияне мало заинтересованы в гражданских правах, многие отрицают их – им просто наплевать… Нынешнее настроение российского населения именно таково. Российская культура и культура в целом меняются очень медленно. Я сравнивал статистику десятилетней давности и нынешнюю, и вижу, что перемены очень небольшие…

Нужно сказать о российской исторической традиции. Граждане имеют позитивный и негативный опыт, который происходит из прошлого. Россия – очень консервативная страна с менталитетом и поведением, которые меняются очень медленно, если меняются вообще! Независимо от того, кто стоит у власти… 80% населения России занималось сельским хозяйством еще 70-80 лет назад – этот было рассеянное сельское общество. Было два больших города: Москва и   Петербург, но и там в те времена было много мигрантов-крестьян. Это означает, что социальная сцепка, которая для Запада является нормальной, была в России очень слабой.

Само слово общество в России скорее говорит об образованной элите, а вся остальная часть – это народ. Национальные чувства развивались очень слабо, за исключением времени иностранных интервенций. До недавнего времени российский крестьянин просто сказал бы: я – православный, а не я – русский…  Еще царское правительство совсем не поощряло участие гражданина в какой-то политической деятельности. До 1861 года большинство граждан России были крепостные; у них не было ни прав, ни собственности. Идея прав человека была совершенно неизвестна.

Частная собственность и справедливость  -- два эти института тесно связаны между собой. В Россию они пришли очень поздно, с большим опозданием. Судебная машина появилась в России  только в 1864 году. Но политическая деятельность не определялась судебной машиной! В итоге россияне жили под игом царя, не было социальных связей, гражданских прав. Государство должно было защищать граждан, вернее, граждане на это рассчитывали, потому что они не могли защитить сами себя.

Итак, россияне – не социальные и не политизированные люди. Это объясняет, почему дважды в одном веке – в 1917 и 1991 годах – российское правительство рухнуло довольно быстро, и никто не хотел его спасти. В 1991 году Советский Союз исчез, и я не помню, чтобы кто-то протестовал против этого исторического события. А если правительство не имеет значения, то оно не имеет права на существование. Опросы общественного мнения говорят, что сегодня россияне, так же, как и их предки, чувствуют себя отстраненными от государства. и от общества в целом. Они связаны со своей семьей, с друзьями, с теми, к кому они обращаются на ТЫ. Известно, что когда россияне говорят МЫ, они имеют в виду тех, с кем у них близкие отношения – они не имеют в виду общество в целом.

Итак, русские живут в окопах – жуткое выражение на самом деле… Россия – страна асоциальная и аполитичная. Россияне мало заинтересованы в политической жизни. Говорят, что россияне – это коллективисты. Нет! Россияне – самый индивидуалистический народ в мире. И именно это определяет перспективу и политику.

Политика в России фактически монополизирована небольшой группой людей. Большинство россиян считают, что демократия – это выдумка, фасад, за которым правительство контролируется богатыми. Российские партии непопулярны, и большинство готово жить при однопартийной системе. Мало поддержки оказывается и гражданским свободам. Когда нужно было выбрать между свободой и порядком, в Воронеже 80% выбрали порядок! Видимо, они не понимают, что между свободой и порядком нет никакого противоречия: свобода без порядка невозможна!

Россияне чувствуют свою отстраненность от общества и государства – они скорее удаляются в частную жизнь. Им в принципе безразлично, кто во главе правительства – до тех пор, пока им разрешают заниматься частной жизнью... Картина вряд ли будет более чистой и ясной, поскольку преобладают общественные настроения от цинизма до полного безразличия. Все считают, что богатство приобретено неправедным путем. Благосостояние распределено крайне неравномерно: только 3,6 млн. россиян имеют какие-то активы. Дух предпринимательства слаб в стране; стремление к безопасности, безусловно, довлеет над амбициями. Поэтому только 9% россиян ответили положительно на вопрос о том, хотят ли они быть у власти. 63% с этим не согласились бы ни при каких обстоятельствах, а вот в США, я думаю, 90% согласились бы! И с каждым годом все больше россиян хотят, чтобы государство участвовало в экономике страны.

Молодое поколение более расположено к предпринимательству и более благосклонно к тем силам, которые связаны с капитализмом. Но многое связано и с национализмом, желанием верить в советское прошлое, когда Россия была великой державой. Самовосприятие россиян очень противоречиво. Россия гордится сама собой, своей богатой историей, культурой, открытостью, честностью, дружелюбием. Прежде всего россияне любят гордиться своими победами в космосе и во  Второй мировой войне.  Россия, как считается, имеет самое большое дружелюбие по сравнению со всеми другими народами. Но картинка меняется радикально, когда россияне начинают сопоставлять себя с другими нациями. Они страдают от большого комплекса неполноценности. Самый низкий уровень самоуважении и потеря национальной идентичности после 1991 года… Попытки создать новую идентичность  сталкиваются со сталинизмом, коммунизмом или национализмом.

Россияне воспринимают себя, как находящихся в окружении врагов. Получается, что людям нужен враг потому, что он позволяет сплачивать нацию. Идеалы свободы оказались неспособны выступить в качестве психологического цемента. В 1999 году у россиян спросили, кого они считают самыми великими людьми. Я перечислю: Петр Первый, Ленин и Пушкин, Сталин, Юрий Гагарин. Что общее у этих исторических деятелей помимо Пушкина? То, что они старались сделать Россию  великой державой… По сути, ностальгия по советским временам – это попытка вновь обрести то чувство --  уже утраченное -- великой державы…

74% россиян сожалеют, что ушел Советский Союз, и всего 12% считают себя европейцами. Две трети полагают, что Россия – великая держава, у которой особое место в истории. США воспринимаются особенно недружественно, воспринимаются как узурпатор, гегемон. Все, что бы ни делали США на международной арене и даже в космосе, воспринимается как их попытка укрепить свое доминирование в мире.

Все это показывает, что мало обнадеживающего! Западные демократии с удрученностью смотрят, как Россия постепенно трансформируется в однопартийное государство, а россияне в своем большинстве очень даже одобряют такую тенденцию. У меня такое впечатление, что хотя немного подмухлевали, как говорят в Америке, на выборах, тем не менее, Путин пришел к власти законно. По сути, это объясняется российской традицией властвования, при которой россияне отказываются от какого-либо влияния на политическую жизнь. И образуется какое-то искусственное единство за счет конфронтации с воображаемыми врагами.

Россия и российские власти не должны заниматься внешней политикой – они скорее должны заниматься внутренней политикой. России вообще внешняя политика не нужна! Россия обычно использует свою внешнюю политику для своего самовозвеличивания, чтобы стать империей. Вам не нужна империя! У вас врагов-то по сути нет – России никто не угрожает! У вас огромные проблемы внутри страны, и вам нужно сосредоточиться на вашей внутренней политике.

Для россиян демократия и все ее элементы равнозначны анархии. Я думаю, что вы должны прежде всего изменить восприятие русскими того, что свобода якобы несовместима с порядком. Но если россияне поймут, что это возможно, то они постепенно будут меняться, особенно, молодое поколение. Но это медленный процесс: на мой взгляд, в условиях мира и, конечно, процветания, через 20-30 лет у вас в России будет то, что мы называем демократическим режимом. Вот сколько времени потребуется! Политическая культура меняется очень медленно… Мы в Америке являемся наследниками английской политической культуры, все думаем идеалами XVIII века; и вы тоже – идеалами  XVII-XVIII века.

Америка не является врагом России. Я воевал солдатом во Второй мировой, и помню, как мы восхищались тем, что делала Россия в сражениях с нацизмом, сколько спасли американских жизней ценой своих! И потом мы с отчаянием смотрели, как Сталин принял антиамериканский курс. Когда началась холодная война, то американцам было даже трудно в это поверить. Конечно, мы были врагами все эти годы, но инициатива, кстати, всегда  исходила от вас, а не от нас!

К России  у американцев нет враждебности. Я бы так сказал: Америка во многом является островом; она была основана как уникальная власть, которая отличалась от всего, что было в то время. Как богоизбранная страна… И американцам вообще не нравится интересоваться внешней политикой. Их волнует исключительно то, что происходит дома. Посмотрите американские газеты: 90% там – только местные и национальные новости. О загранице там пишут только, если война или теракт. Если бы вы спросили американцев, то не увидели бы враждебности к России. Поэтому, я думаю, что надо просвещать россиян.

11 декабря 2012 01:00 9782 21 Владимир Кузменкин

Комментарии

  • инот # 11 декабря 2012 15:46

    Пайпс - очень мудрый человек и грамотный дипломат, но я все же бы не стал делать такие категоричные выводы.

      Ответить
  • Бук # 11 декабря 2012 16:38

    Ричард Пайпс -- на самом деле Рышард Пыпеш. Россию он изучает так давно, что кажется всегда нас поучал. Имеет место быть и такая точка зрения -- зхнать ее точно надо: что-то вроде взгляда со стороны. Но это взгляд типичного западного интеллектуала, тщетно пытающегося понять, как такое может быть, что огромная страна живет не по американским законам, а по своим!

      Ответить
  • anonimus # 11 декабря 2012 17:07

    Да щщас прямо, "не должна"!!! Еще как должна!!! Россия - великая страна и великая держава. Когда нечем крыть, тогда и начинаются такие провокационные заявления. 

      Ответить
  • Юрий # 11 декабря 2012 17:43

    Еще один "умник" нарисовался. Как же Россия не по их указке живет?!!

      Ответить
  • маруся # 11 декабря 2012 18:05

    А в чем то Пайпс прав, не зря он изучал столько лет нашу страну. Россиянам наплевать на свои гражданские права. Мы никогда не пойдем по западному пути. У нас своя дорога.Тут уж ничего не поделать.

      Ответить
  • Nora # 12 декабря 2012 16:28

    Но ведь это просто мнение одного человека... В конце концов, каждый имеет право на свою точку зрения. И вовсе не обязательно, чтобы весь мир с ним был согласен.

      Ответить
  • точка зрения # 12 декабря 2012 16:36

    Верно заметил Пайпс, русские очень жалеют о развале Советского Союза и никогда не простят это своим политическим лидерам. А то, что они считают, что американцы относятся к нам враждебно, так это все правильно. Разве они не хотят занять лидирующее положение в мире? Еще как хотят. Пайпс что-то здесь лукавит.

      Ответить
  • Alva # 12 декабря 2012 17:05

    Areas just like amazon offer online sales that will permit folks to consider fresh and also somewhat applied product pertaining to low priced fees Michael Kors Sale, Because there is virtually no overhead, the cost benefits receive approved about the purchaser.

      Ответить
  • Николай Бухтеев # 13 декабря 2012 03:54

    Р. Пайпс ,как обычно,в своём, старо- и новозаветном амплуа... Его заветная мечта - превратить Россию в колониальную демократию,живущую под диктовку западнистского сверхобщества. Всё остальное - словесная, припудренная эквилибристика, рассчитанная на слабоумие, на отдаление людей от научной истины.

      Ответить
  • Читатель # 13 декабря 2012 05:40

    Оказывается у России "врагов-то по сути нет – России никто не угрожает!" Одни друзья! Но с такими "друзьями" и врагов не надо.

      Ответить
  • Egoiste # 04 января 2013 22:14

    Как в сказке про белого бычка:наша сказка хороша - начинай сначала.Словоблудие польского еврея Рышара Пыпеша рассчитаны на слабоумных людей ни на цент не знающих историю.Когда-то так начинался  развал величайшей империи - СССР.

      Ответить
  • анатолий # 07 января 2013 19:44

    мы нуждаемся даже в Таком Мнении...мы вынуждены вступить в состояние вечного поиска ..у нас нет выхода...но у нас мощнейшие познавательные Инструменты

      Ответить
  • прлдав # 24 февраля 2013 21:50

    Скоты америкашки - всех под один,причем только свой , шаблон. Какой это будет скучный, единообразный, однообразный мир!  Смертная тоска...

      Ответить
  • прлдав # 24 февраля 2013 22:04

    И еще: Этот старикашка  сетует об очень поздних частной собственности и судебной системе России.  В стране с суровым приарктическим климатом для выживания нужна обширная коллективная собственность. В Америке очень долго судебную систему заменял кольт в руках полуграмотного случайно выбранного шерифа- проходимца.

      Ответить
  • Соня # 09 апреля 2013 20:23

    Еще Плеханов говорил о том же о чем говорится в этой статье, он говорил что культура первична по отношению к политическому и как следствие экономическому устройству. Интересно когда и как сложился такой тип культуры в России, что этому предшествовало, почему именно такие стереотипы поведения укоренились не только в России, а на всей территории бывшей  Российской Империи. Ключевский говорил что Россия является наследницей кочевых империй. Если допустить что сложившийся века назад еще во времена кочевых империй тип взаимоотношений власти и населения не изменился то все становиться объяснимо.

      Ответить
  • MCITP # 15 апреля 2013 14:04

    MCITP There are many certifications available in the IT industry. They are offered by various companies and often times there is overlap in information and skill set requirements. So how do you know what certifications are desirable when looking for a job in computer technology? How can you be sure which certifications pay off? Here's a list of my top five certifications that will actually help you land that dream IT job. 70-656

      Ответить
  • Евгений # 21 мая 2013 01:04

    Характеристика Российского народа точная,умный добрый но не безобидный.Может и в рожу дать.А вот по поводу инициатив и воинственности?Ричард Пайпс не прав.Кажется,это штаты не выходят из состояния войны,уже десятки лет.Только вот,не на своей территории.Насаждая свою"демократию"Которая,именно равнозначна анархии и узурпирования власти.

      Ответить
  • miniu # 13 сентября 2013 15:08

    To possess a http://www.ewcoxusa.com is what lots of people like to do. People use watches so that they can be up to date with time. A watch informs a person what period of the day it.

      Ответить
  • niemide # 23 октября 2013 10:23

    www.your-trusty-time.net

      Ответить
  • niemide # 23 октября 2013 10:23

  • best-write-my-essay.com # 03 декабря 2014 03:14

    We tend to encourage you to see our article composing illustrations and inventive composing guides to satisfy you that we will build any reasonably papers you will would like . Best-write-my-essay.com   can develop your papers in line with all required academic standards and necessities.

      Ответить
Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий